А. А. АБРАМОВА соискатель кафедры истории и культурологии факультета культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А.Шолохова'
Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа
Из-за угрозы депопуляции России на рубеже веков возникают серьезные проблемы относительно состояния родительства в нашем обществе, для которого супружество, семья, рождение и воспитание детей традиционно входили в число базовых ценностей. Обеспокоенность вызывают падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, распространение в обществе антисемейных ценностных ориентаций, кардинальное изменение демографического поведения молодежи, включая молодых супругов. В этих условиях рассмотрение концептуальных возможностей целенаправленного формирования культуры родительства, исследование ее ценностно-смысловых компонентов, разработка прикладных практик взаимодействия родителей и детей, на наш взгляд, представляют исключительную значимость.
Длительный период тема родительства в отечественной исследовательской практике разрабатывалась в рамках разных дисциплинарных направлений, представляя интерес для социологов, антропологов, этнографов, психологов, философов, медиков, демографов, историков. При этом во взаимодействии предметных подходов ведущее значение чаше всего придавалось педагогике и психологии. При таком подходе, когда комплекс проблем сводится к коррекционному полю психолого-педагогических практик, родительство практически отождествляется с воспитанием. Поэтому эти дисциплины оказываются не в состоянии выработать общетеоретический синтез всей проблематики, связанной с культурой родительства, а также обобщить результаты разных предметных областей.
Между тем данная проблематика все больше нуждается в интегративном подходе, поскольку одна из новых тенденций в ее изучении обусловлена расширяющейся практикой «поддержки семьи и родительства» со стороны различных социальных институтов и организаций и, соответственно, задачей разработки эффективных
* Абрамова Ася Алексеевна, e-mail: [email protected].
социальных технологий целенаправленного формирования родительской активности в современном обществе. Сравнительно недавно в связи с попыткой решения данной задачи в отечественный научный дискурс вошли такие заимствованные понятия-«кальки» с английского, как «сознательное родительство», «ответственное родительство». Однако нельзя не отметить, что понятия «сознательное», «осознанное», «ответственное» родительство больше характеризуют степень активности/ пассивности принятия родительского статуса и реализации родительской роли, что значительно сужает возможности решения проблемы.
По нашему мнению, осмысление феномена культуры родительства целесообразно связать с более широким пониманием жизнедеятельности родителей и взрослых членов семьи, т.е. с системой практически реализуемых ими ценностных отношений и норм, определяющих их репродуктивное поведение, степень материнской и отцовской компетентности, творческой активности в процессе инкультурации и первичной социализации ребенка.
Такой подход к трактовке культуры родительства актуализирует теоретические и прикладные возможности культурологии. Эта междисциплинарная область научного знания располагает аналитическими возможностями, во-первых, интегрировать в гуманитарном ключе неодинаковые результаты разных исследований, во-вторых, прояснить фундаментальную значимость для нашего общества всего спектра родительской практики и семейных отношений под углом зрения культуры родительства. При этом важны как общетеоретические, так и прикладные разработки культурологического характера.
Преодоление монодисциплинарных подходов и синтез их результатов позволяет рассматривать феномен родительства, а также действия различных социальных институтов, нацеленных на конструктивное сопровождение семьи, в более широком и сложном контексте, связывая их с культурой родительства как общественно значимым пространством национальной культуры. В этом случае анализ культуры родительства невозможен без опоры на этнологические, социологические, антропологические, религиоведческие, художественно-эстетические, рекреационные концепты. Такое емкое и сложное понимание культуры родительства позволит обществу оказывать целенаправленное влияние на современное поле семьи, формируя в общественном и индивидуальном сознании конструктивные образы материнства и отцовства как значимые духовные ценности, являющиеся доминантами национального развития.
Под «культурой родительства» мы понимаем совокупность ценностных установок, поведенческих норм и различных практик, сложившихся в этнонациональной культуре относительно вынашивания, рождения и воспитания детей в соответствии с принятыми в данном обществе образцами и нормативными представлениями о желаемых качествах человека («идеальный культурный облик»).
Любая устойчивая модель поведения культурного человека базируется на позитивном образе личности и характере ее связей с миром и тяготеет к идеалу. Основа такой идеальной модели — представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается как идеал, стремление к которому оправдывает смысл жизни. Идеал в данном контексте означает образец личных качеств, способностей, высшую норму нравственной личности. В культуре закрепились идеальные образы мифологических, религиозных, политических и литературных героев, обусловленных исторической, национальной, духовной спецификой: доблестных эллинов, славянских витязей и русских богатырей, христианских подвижников, индуистских мудрецов, японских самураев, английских джентльменов.
Транслируемые из поколения в поколение традиционные представления о неотъемлемых чертах идеального культурного облика человека соседствуют с прагматическими культурными образцами, порождаемыми актуальными требованиями времени. Так, для человека современной эпохи неотъемлемой нормативной чертой культурного облика является, например, знание современной техники, особенно компьютерной. «Идеальный культурный облик» может меняться под влиянием конкретно-исторических, социально-политических условий и персонифицироваться с именами святых, аскетов, государственных деятелей, просветителей, революционеров, выдающихся разведчиков, космонавтов и пр.
Если обратиться к истории русской культуры, связанной с православным пониманием человека и культуры родительства, то здесь можно видеть известные и почитаемые примеры благочестивых семей святых праведников, взятые как из христианской истории, так и из истории отечественного православия. Через призму идеала подвижничества и святости формировались на Руси нормативные образцы супружества, материнства, отцовства, гражданского служения человека и его взаимоотношений с социумом, отбирались воспитательные практики и формировались семейные традиции, смысл жизни постигался в сопряжении с Вечностью, сама жизнь - как время подготовки к ней. Семья осмысливалась как Малая Церковь, призванная питать и духовно укреплять своих членов. Целеполагание взросления
восходило к триаде, выраженной в молитве «перед началом учения»: «Богу - во славу, Отечеству - на пользу, родителям - на утешение». Тем самым в течение долгого периода идеал супружества, родительства, воспитания детей связывался с базовыми детерминантами христианского понимания человека и общества, а также с православной практикой индивидуального духовного опыта.
Некоторое время эти семейно-супружеские и родительские идеалы (правда, в заметно затушеванной форме) продолжали действовать и в советский период. Однако к рубежу 60-70-х гг. демографы относят первые статистические данные, свидетельствующие о снижении рождаемости - пока в городах, а также в определенных этнических и социальных средах. Советский марксизм в этот период выработал собственный образец идеального супружества и родительства. В моральном кодексе, включенном в Программу КПСС, важнейшим нравственным качеством постулируется сознание общественного долга, которое необходимо прививать советским людям. Статья 66 Конституции СССР провозглашала: «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества». Приоритетным смыслом жизни полагается бескорыстное и самоотверженное служение обществу в сопряжении со «светлым будущим» — социализмом и коммунизмом. Семья рассматривается как «ячейка общества»; назначение советского родительства - содействие воспитанию юных ленинцев; социокультурный идеал - строитель коммунистического общества; приоритетные формы для достижения идеала - общественные, внесемейные. Сложившаяся парадигма развития культуры советского человека преимущественно опиралась на общее образование, стимулируя потребление культурных ценностей и фокусируясь на лучших образцах высокого (как правило, не народного, но классического) искусства. Эта парадигма тяготела к внесемейным источникам развития социально полезной личности.
Таким образом, на уровне массового сознания населения традиционные идеалы супружества и родительства стали вытесняться принципами секулярного мышления, рационализированным подходом к миру, обществу, человеку. Эмоциональная спонтанность кровных связей между родителями и детьми, теплота родственных отношений в семейной жизни обесцениваются. Поначалу их место занимает идеал общественного служения в крайне политизированной форме; затем пропагандируются цели профессионального и карьерного роста, а в итоге на первый план выходит общественная цель, связанная с достижением материального достатка для всего населения.
Несмотря на острейшую проблему девальвации ценности родительства, обеднение его культурного поля в современном обществе, на наш взгляд, культуру родительства целесообразно ныне рассматривать не только с позиции аномалий, но и с позиции нормы -акцентируя как противоречивые, так и позитивные тенденции, актуализируя «золотой фонд» традиционных родительских практик. Эти положения могут быть опорными в процессе разработки модели практического формирования культуры родительства у молодых поколений.
В перспективе разработки подобной модели теоретическое осмысление сущности феномена «культура родительства» может задавать основные направления практической деятельности по целенаправленной поддержке семьи и родительства институтами гражданского общества — как комплекса, включающего культурологическую, психологическую, педагогическую и оздоровительную составляющие сопровождения семьи: ценностно-смысловая сфера - оздоровление - воспитание - традиции -досуг - проблемные ситуации - коррекционно-педагогические возможности - специфика расширения семейной системы от малодетности к многодетности и т.д. Помимо этого согласно предложенному нами определению данного феномена может быть задана динамика, «этапность» освоения культуры родительства: от этапа подготовки к беременности и рождению малыша, к деторождению, сопровождению младенчества, воспитанию дошкольника, предшкольной подготовке, отрочеству до этапа «вылета из гнезда».
В настоящее время на уровне массового сознания и семейной практики заметно деформированы нормативно-ценностные представления о воспитании здоровых, нравственно отзывчивых детей с широким культурным кругозором. На уровне же научной мысли и политики государственных структур пока не сложилось целостного понимания того, каким образом в радикально изменившихся экономических и общественных условиях следует преодолевать негативные демографические процессы, содействовать утверждению социального престижа многодетности, укреплению представлений о значимости семейных связей. Все это свидетельствует о том, что перед прикладной культурологией встает множество проблем, связанных с разработкой и внедрением современных моделей, нацеленных на формирование культуры родительства в современном обществе: её ценностно-смыслового пространства, процессуальных аспектов, средств вовлечения родителей и детей в мир отечественных традиций, оздоровительных практик, художественного и игрового творчества.
На наш взгляд, процесс развития культуры родительства в современном социуме может непосредственно коррелировать с прикладными культурологическими принципами, призванными не просто сохранять традиционное культурное наследие, но актуализировать традиционные смысложизненные доминанты и идеалы в контексте современности. Преодоление разрыва между культурологическим знанием и деятельностью различных центров поддержки семьи, современными родительскими практиками - актуальная проблема. Научная разработка модели целенаправленного развития культуры родительства в современном обществе может быть положена в основу социальной технологии, направленной на коррекцию социально-демографических процессов, профилактику девиантных явлений в детско-родительских отношениях, противодействие кризису нравственных ценностей, обогащение и расширение культурного кругозора семьи.
Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа. В статье рассматривается проблема преодоления монодисциплинарных подходов к пониманию такого феномена, как «культура родительства», анализируется его сущность и актуализируются интегративные возможности культурологии в этой сфере. Теоретическое осмысление сущности данного феномена может стать концептуальной основой модели целенаправленной поддержки семьи и родительства институтами гражданского общества.
Ключевые слова: культура родительства, поддержка семьи, социальные технологии, демографический кризис, кризис семейных ценностей.
Abramova А.А. Essence of a phenomenon «culture of parenthood» and problems of its analysis. The article deals with the problem of overcoming of monodisciplinary approaches to understanding of such phenomenon as «culture of parenthood», analyses its essence and actualizes integrative cultural science possibilities in this sphere. The theoretical understanding of this phenomenon may be used as a conceptual basis for a model of a purposeful family and parenthood support by civil society institutions.
Key words: culture of parenthood, family support, social technologies, demographic crisis, crisis of family values.